Дмитрий Смирнов
Должен ли учитель развлекать?
Этот вопрос задал мне участник одного из мастер-классов.
Я как раз рассказывал о сторителлинге, когда он поднял руку:

– Истории – это, конечно, хорошо. Но я учитель химии. Лучше расскажите, как правильно преподносить научную информацию, термины, определения. Что кроме историй вы можете предложить?

А почему «кроме»? Как раз истории я предложу. Точнее, не я, а учитель Тайлер ДеВитт, который поделился опытом на конференции TED.

Однажды он задал старшеклассникам прочитать параграф о вирусах, причем это была одна из его любимых тем. Но дети особого восторга не испытали: «Тема ужасная, мы не поняли ни слова».

Что сделал Тайлер? Рассказал историю!

– Жила-была весёлая маленькая бактерия (но вы к ней, пожалуйста, пока особенно не привязывайтесь).
Может быть, она плавает где-то у вас в животе или живет в испорченной еде.
И вдруг она начинает себя плохо чувствовать, наверно, съела на обед что-то несвежее.
Но чем дальше, тем хуже: ее кожа прорывается, и изнутри появляется вирус.
Если вы видите это и вы бактерия, для вас это самый страшный кошмар.
Но если вы видите это и вы вирус, вы скрещиваете свои маленькие лапки и думаете: «Какие же мы крутые!» Потому что сумели реализовать очень хитроумный план: вирус проник в бактерию и незаметно поместил туда свою ДНК…
ДНК – это как схема, из которой живые организмы узнают, что делать.
Представьте, что на автомобильной фабрике кто-то заменил старые схемы на новые – роботов-убийц.
На следующий день рабочие, как обычно, придут на свои места, но будут следовать уже другим инструкциям.
Замена ДНК бактерии на ДНК вируса как раз и превращает бактерию в фабрику, производящую вирусы.
Но это не единственный способ, как вирусы заражают бактерии. Некоторые из них намного более коварны.
Когда бактерию заражает вирус-секретный агент, он вначале не наносит вреда – затаившись, ждет указаний. Когда у бактерии появляются дети, в них тоже оказывается ДНК вируса. Получается целая большая семья бактерий, заполненная спящими вирусами.
Они живут вместе до появления сигнала, и тогда – БАХ! – выскакивают все вирусные ДНК. Они захватывают клетки, превращая их в фабрики, производящие вирусы.
Теперь вы понимаете, как вирусы могут атаковать клетки. Есть два способа: один из них называется литическим, когда вирусы проникают напрямую и захватывают власть над клеткой. Второй способ – лизогенный, при котором вирусы ведут себя как секретные агенты.

Слушать – интересно.
Понимать – легко.
Запоминается – навсегда.
Так почему тогда «кроме историй»?!